Графические форматы PCX, BMP, WBMP
Краткое описание

Расширение файла .pcx   .bmp   .dib   .rle   .wbmp
Наиболее подходит для элементов интерфейса
Макс. число бит/пиксел 32
Макс. число цветов 16 777 216
Метод сжатия RLE
Возможные цветовые пространства RGB
Прозрачность нет
Гамма-канал нет
Чередование нет
Кодирование нескольких изображений нет
Графический формат PCX

Один из первых растровых форматов, созданных фирмой ZSoft для программы PC Paintbrush. Поддерживает монохромные, индексированные и полноцветные изображения модели RGB. Не поддерживаются дополнительные цветовые и альфа-каналы, управление цветом. Формат предполагает использование простейшего алгоритма сжатия (Run Length Encoding, RLE) без потерь информации. В заголовке файлов этого формата указывается информация о версии формата PCX, информация о том — используется сжатие информации или нет, информация о цветах изображения, размерах изображения, разрешения сканера, разрешении дисплея.

Возможности у этого формата такие же, как и у BMP, за исключением поддержки OS/2. Изображения в формате PCX можно просматривать большинством программ DOS, в том числе внутренним просмотрщиком Norton Commander. Вместе с форматом TIFF формат PCX является одним из наиболее распространённых форматов, которые используют сканеры.

Графические форматы BMP, DIB

Простейший формат записи растровых изображений. Разработан фирмой Microsoft для сохранения графики в операционной системе Windows и совместимых с ней программах. Для этого поддержка формата BMP была встроена непосредственно в ядро системы Windows. Также известен под названием DIB (Device Independent Bitmap - битовая матрица, не зависимая от устройства вывода). В операционной системе OS/2 также есть формат BMP. В Windows допускается работа с BMP-файлами стиля OS/2, в которых используются различные форматы информационного заголовка растрового массива и таблицы цветов.

Графика сохраняется в файлах с расширением bmp или dib (встречается очень редко). Графические данные могут быть сжаты с использованием простейшего алгоритма RLE (Run Length Encoding - кодирование с переменной длиной строки). В этом случае файл будет иметь расширение .rle. Обычно сжатие не используется, и при этом размер графического файла велик. В настоящее время - один из самых распространенных графических форматов. Поддерживается практически всеми графическими программами совместимыми с Windows. Из-за своей простоты требует для вывода очень мало системных ресурсов, поэтому основное его предназначение - хранение изображений, используемых как элементы пользовательского интерфейса операционной системы.

Структура. Файл разбит на четыре основные раздела: заголовок файла растровой графики, информационный заголовок растрового массива, таблица цветов и собственно данные растрового массива. Заголовок файла растровой графики содержит информацию о файле, в том числе адрес, с которого начинается область данных растрового массива. В информационном заголовке растрового массива содержатся сведения об изображении, хранящемся в файле, например, его высоте и ширине в пикселях. В таблице цветов (как говорилось выше, таблица цветов используется, если количество цветов равно или меньше 256) представлены значения основных цветов RGB (красный, зеленый, синий) для используемых в изображении цветов. Программы, считывающие и отображающие BMP-файлы, в случае использования видеоадаптеров, которые не позволяют отображать более 256 цветов, для точной цветопередачи могут программно устанавливать такие значения RGB в цветовых палитрах адаптеров. Формат собственно данных растрового массива в файле BMP зависит от числа бит, используемых для кодирования данных о цвете каждого пикселя. При 256-цветном изображении каждый пиксель в той части файла, где содержатся собственно данные растрового массива, описывается одним байтом (8 бит). Это описание пикселя не представляет значений цветов RGB, а служит указателем для входа в таблицу цветов файла. Значения пикселей хранятся в порядке их расположения слева направо, начиная (как правило) с нижней строки изображения. Если число байт в каждой строке нечетно, то к каждой строке добавляется дополнительный байт, чтобы выровнять данные растрового массива по 16-бит границам.

Вывод на экран картинки, хранящейся в BMP-файле, начинается с чтения заголовка файла и информационного заголовка. Программа,таким образом, узнает размеры изображения и количество цветов. Затем программа читает цветовую таблицу. Если компьютер выводит 256 цветов максимум, то программа заполняет цветовую палитру значениями из цветовой таблицы. Таким образом, обеспечивается правильная передача цветов картинки. Если компьютер способен отобразить тысячи или миллионы цветов одновременно, то цветовую палитру заполнять не нужно. И, наконец, считываются растровые данные. Как только строка со значениями пикселей прочитана из файла, она передается в видеобуфер для получения изображения на экране. В таких графических средах как Windows, программа пересылает значения цветов не непосредственно в видеобуфер, а в Windows, и уже Windows заносит их в видеобуфер.

Файлы BMP с глубиной 16 и 24 бит/пиксель не имеют таблиц цветов; в этих файлах значения пикселей растрового массива непосредственно характеризуют значения цветов RGB.

Графический формат WBMP

Формат Wireless Bitmap (WBMP), специально оптимизирован для сотовых телефонов, смартфонов, карманных компьютеров и прочих мобильных устройств. Описание этого формата вместе с языком разметки WML (Wireless Markup Language) включено в спецификацию WAP (Wireless Application Protocol). Кроме Photoshop создавать изображения WBMP способна также Macromedia Fireworks 4 и выше. Формат поддерживает только два цвета, но можно имитировать больше с помощью разброса пикселей (dithering). Теоретически файлы WBMP могут содержать анимацию. Сжатие не поддерживается, что очень удивительно, так как на практике графический файл для WAP не может быть больше 1461 байт (это ограничение связано с небольшим объемом памяти сотовых телефонов). Из-за скромного разрешения дисплеев мобильных устройств безопасный размер файлов ограничен 90х24 пикселями. Пока лишь немногие устройства способны отображать графику в этом формате.

© Тихонина Анна, 2005г.